Клеопатра считается одной из самых красивых женщин мира, наравне с венерой и афродитой, а правда ли это? тут были еще картинки но они у меня не сохранились.
работу подготовила
ученица школы № 812
митрюшова яна тобишь я
учитель: левина н.л.
Сценарий©
1. Историческая справка Птолемей(367-283 гг. до н.э.)
Родоначальник рода, к которому относиться Клеопатра был Птолемей I Сотер (по древне-гречески Πτολεμαίος Σωτήρ что значит «воинственный спаситель» так как «polemos» — «война», а «сотер-«спаситель»).
Птолемей -сын Лага, полководец Александра Македонского, основатель династии египетских царей Птолемеев. Птолемей I участвовал в восточном походе Александра Македонского. Он был царским секретарем и вел дневник похода, отличился в битвах при Риссе и Гавгамелах. При разделе державы Александра Македонского в 323 г. Птолемей I получил Египет.
Клеопатра ( 69 г до н. э. по 30 г до н. э. )
Всего цариц Клеопатр в роду Птолемеев было 7, но известна нам только седьмая, самая последняя об образе, которой я буду говорить. Клеопатра VII, последняя царица Египта, родилась в Александрии 2 ноября в 69 году до нашей эры.
Отцом Клеопатры был Птолемей XII Авлет Всего у него было шестеро детей; четыре дочери (Клеопатра VII была третьей по счету) и два сына, которые позже по очереди становились мужьями Клеопатры.
О матери Клеопатры известно немного, и биографы лишь предполагают, что ею могла быть царица Клеопатра V. Клеопатра получила классическое образование, была воспитана в лучших греческих и арабских традициях, знала несколько языков. Клеопатра VII правила Египтом 22 года последовательно в совместном правлении со своими братьями (они же по традиции формальные мужья) Птолемеем XIII и Птолемеем XIV. затем в фактическом браке с римским полководцем Марком Антонием правила и жила в Александрии.
Образ Клеопатры в исторических источниках
О Клеопатре сохранилось немного упоминаний.
Образ Клеопатры в мировой литературе
Гораций
( квинт гораций флакк 65г до н. э.-8г до н. э.)
Но доблестней
Себе искала женщина гибели:
Не закололась малодушно,
К дальним краям не помчалась морем.
Взглянуть смогла на пепел палат своих
Спокойным взором и, разъяренных змей
Руками взяв бесстрашно, черным
Тело свое напоила ядом,
Вдвойне отважна. Так, умереть решив,
I [е допустила, чтобы суда врагов
Венца лишенную царицу
Мчали рабой на триумф их гордый
Шекспир
(1564-1616)
К образу Клеопатры обращался в своей трагедии «Антоний и Клеопатра» Уильям Шекспир
«В моих губах, в глазах ты видел вечность,
Блаженством был изгиб моих бровей
Я с головы до ног была небесной.
Но я осталась той же - значит, ты,
Ты, величайший полководец мира
Лжецом стал величайшим.»
Царица, которая без памяти влюблена в римского полководца.
БЕРНАРД ШОУ
(Джордж Бернард шоу 1856-1950)
У английского драматурга Бернарда Шоу в драме «Цезарь и Клеопатра» Клеопатра предстает маленькой и испуганной девочкой, которая благодаря Цезарю превращается в властную и суровую правительницу.
У Пушкина Клеопатра предстает в поэме «Египетские ночи»
(Пушкин Александр Сергеевич 1799-1837год)
Царица, готовая продать одну ночь своей любви ценой жизни, -таков образ Клеопатры, созданный Пушкиным.
В моей любви для вас блаженство. Блаженство можно вам купить... Внемлите ж мне: могу равенство. Меж нами я восстановить. Кто к торгу страстному приступит? Свою любовь я продаю; Скажите: кто меж вами купит Ценою жизни ночь мою?
Валерий Брюсов, поэт Серебряного века, рисует перед нами Образ удивительно достоверный образ египетской царицы в стихотворении «Клеопатра». Поэт в небольшом лирическом произведении сумел передать всю сущность Клеопатры, ее могучей страстной и властной натуры.
Я - Клеопатра, я была царица,
В Египте правила восемнадцать лет.
Погиби вечный Рим, Лагидов нет,
Мой прах несчастный не хранит гробница.
В деяньях мира мой ничтожен след,
Все дни мои - то празднеств вереница,
Я смерть нашла, как буйная блудница...
Но над тобой я властвую, поэт!
Вновь, как царей, я предаю томленью
Тебя, прельщенного неверной тенью,
Я снова женщина - в твоих мечтах.
Бессмертен ты искусства дивной властью,
А я бессмертна прелестью и страстью:
Вся жизнь моя - в веках звенящий стих.
Всем поэтам Клеопатра казалась могущественной и гордой женщиной, красоты необыкновенной, смелой, дерзкой, что почти соответствует правде. А самое главное, она умна и может управлять и повелевать всеми, кто становится пленником ее ума, красоты, обаяния, мудрости.
Почему в литературном искусстве к образу Клеопатры поэты и писатели обращались чаще. Наверно потому, что поэты были просто вдохновлены самой Клеопатрой и легендой о её красоте. И все представляли её себе как Музу любви, а некоторые даже Музой смерти.
Образ Клеопатры в изобразительном искусстве
Но хороший портрет это не только напоминание о человеке, это зримое воплощение натуры его, как понял её художник - он и сам по себе плод высокого искусства, а потому тревожит и направляет наши чувства.
Йордан Якоб
Якоб Йордан родился в 1593 г. в Антверпене в семье зажиточного бюргера — торговца мануфактурой. 1620-е—1630-е гг. явились расцветом творчества художника.
Джованни Батиста Тьеполо
Джованни Батиста Тьеполо родился в 1696 г. в Венеции. Учился в Венеции, испытал влияние П. Веронезе и Дж.Пьяцетты.
Пир Клеопатры (1743-44), Национальная галерея Виктории,
Мельбурн
Перед вами две разные картины, написанные разными художниками в разное время. Их объединяет смысловая постановка. Дело в том, что на обеих картинах изображен один и тот же момент из жизни Клеопатры.
Между этими картинами много схожих вещей, как и в написании так и в самой картине.
Оба художника взяли сюжет из картины из «естественной истории» древнеримского писателя и ученого Плиния Старшего. И само действие на картинах происходит в большом окружение людей, которые по- разному настроены по отношению к Клеопатре .На обеих картинах царица держит руку с одной из самых больших жемчужин в мире, которые она носила как сережки, над бокалом с винным уксусом, для того чтобы выиграть спор, который заключили меж собой Клеопатра и Марк Антоний. Спор заключался в том,что царица одна сможет потратить на очередной пирушке около миллиона сестерций (серебряных монет). Художники как ни странно представляют себе Клеопатру со светлыми волосами и темными глазами. Если приглядеться, на этих картинах можно увидеть почти одинаковых собак.
Различия:
На картине якоба действие происходит в зале, а у Тьеполо на открытом воздухе, где можно отлично увидеть паруса римских кораблей. Во времени и изображение Клеопатры её нарядов и окружающих её людей
Ян де Бан
Ростовский областной музей изобразительных искусств, Ростов-на-Дону
1670 Холст, масло 140*101,5
Голландский художник Ян де Бан был мастером парадного портрета. В образе Клеопатры живописец изобразил свою современницу. Портрет поражает точностью передачи характерной внешности модели и деталей нарядного платья. Некрасивое, но ярко индивидуальное лицо модели выделяется на фоне пышного занавеса
Фоновый пейзаж с вечерним сумрачным небом отражает трагичность момента. В правую руку Клеопатры впилась зубами ядовитая змея. Но лицо женщины спокойно, она даже слегка улыбается. Она сама выбрала такой конец жизни и уже там, за порогом.
Клеопатра. Скульптура Вильяма Вестмора. 1860 г.
Клеопатра VII Филопатора (69 — 30 гг. до н. э)
Про скульпторов говорят, что они отсекают от камня лишнее и оставляют нужное. Перед нами скульптура Вильяма Вестмора «Клеопатра», созданная в 1860 году. А это Клеопатра 7 Филопатора 69 — 30 гг. до н. э. Посмотрите, какое сходство в прическе, в посадке головы, в чертах лица, в жестах. А вам не кажется, что Клеопатра похожа на Венеру Милосскую? Обе олицетворяют идеал античной женской красоты.
Образ Клеопатры в театре
Постановки :
Московский театр имени Вахтангова
В России «Клеопатра» прежде не ставилась, и, по сути, это было знакомством с новым для отечественной публики произведением. Это первая постановка трагедии Шекспира «Антоний и Клеопатра» на сцене знаменитого Московского театра имени Вахтангова. В главных ролях народные артисты СССР: Михаил Ульянов(в роли Антония),Юлия Борисова (в роли Клеопатры).
Театр «Современник»
А театр «Современник» действие шекспировской трагедии максимально приблизил к современности. Режиссер ведет речь одновременно о древнем Египте и Риме, о сегодняшней России и Кавказе, о противостоянии Востока и Запада. Спектакль так и называется «Антоний & Клеопатра». И поставлен он был в 2006 году. В роли Клеопатры - Чулпан Хаматова.
Пермский театр оперы и балета имени П.И.Чайковского
Миф о Клеопатре Елена Третьякова
Ж. Массне. «Клеопатра». Пермский театр оперы и балета им. П. И. Чайковского. Дирижер Валерий Платонов, режиссер Георгий Исаакян, художник Вячеслав Окунев
Образ Клеопатры в кинематографе
Кинематограф обращался к образу Клеопатры не просто так. а затем чтобы показать Клеопатру такой, какой себе представляют ее многие историки и мечтатели. А может для того, что им нужен был такой образ, который мог стать идеалом женской красоты.
Но самым известным образом Клеопатры стал образ, созданный блистательной Элизабет Тейлор в совместной англо-амерекано-швейцарской постановке «Клеопатра», которая поразила воображение зрителей масштабными сценами и великолепными историческими декорациями.
Образ Клеопатры в массовой культуре
В современном свете изображения Клеопатры, выполненные в архаизирующем "египетском стиле", довольно традиционны и почти лишены индивидуальных черт. Более реалистичны ее изображения на монетах и римских портретных бюстах.
Поскольку совсем не давно была, опровергнута легенда о красоте Клеопатры многим людям хочется узнать, почему её считали красивой?
Ответ очень прост никто и никогда не писал, что Клеопатра была красивой. Древние историки писали, что она была умна,сообразительна, а её голос сладок и звучен, что она могла очаровать мужчин, а о том, что она была красивой, никто ни когда не упоминал. Но все равно Клеопатра человек неповторимый и по-своему замечательный, несмотря на то что её образ оказался на самом деле не такой, как принято сейчас считать. Её образ все равно останется таким, каким его себе представили люди искусства. Её образ все равно останется таким, каким его себе представили люди искусства. Это прекрасный миф, а может реальность. Так как же ты выглядишь Клеопатра?©
«Бессмертен ты искусства дивной власти, А я бессмертна прелестью и страстью: Вся жизнь моя - в веках звенящий стих»©
Использованная литература:
В.Шекспир. Трагедия «Антоний и Клеопатра» Б.Шоу. Драма «Цезарь и Клеопатра» А.С.Пушкин.Поэма «Египетские ночи» В.Брюсов. Стихотворения.
http://sarmata.livejournal.com/135700.html
http://iv-marchenko.narod.ru/kleo.html
http://ptzh.theatre.ru/2002/27/65/
http://www.sovremennik.ru/
http://ru.wikipedia.org
http://noblit.ru